Защита окружающей природной среды (ОПС) от акустического загрязнения

 

Проблема акустического загрязнения биосферы имеет два аспекта: шум в городах и шум в местах обитания диких животных. Шумовое загрязнение городов имеет превалирующее значение и обусловлено работой разнообразных источников, основными из которых являются транспортные средства. Некоторые относят к акустическому загрязнению и вибрацию. Однако этот вид энергии затухает в нескольких метрах от источника и не оказывает существенного влияния на ОПС.

Под шумом подразумевают беспорядочное сочетание различных по частоте и интенсивности звуковых колебаний в пределах частот от 20 до 20000 Гц. Более удобен на практике параметр "уровень звука" в децибелах по шкале А шумомера (дБА), который упрощает анализ шума.

Шумы классифицируют по нескольким признакам: по происхождению (механические, аэродинамические); по частотным характеристикам (широкополосные, тональные); по временным характеристикам (постоянные, прерывистые, импульсные).

Разработаны и осуществлены мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферу звуковых колебаний, включая шумы. Введены в действие санитарно-гигиенические нормы шума для производственных и служебных помещений, жилых и общественных зданий и городских территорий. Подобные нормы имеются и в зарубежных странах. Например, допустимые уровни звука в дБА для больниц и санаториев – 25 дБА; детских садов, квартир – 30 дБА; аудиторий школ, читальных залов – 40 дБА; спортивных залов, залов вокзалов и аэропортов – 60 дБА.

Вопросы, связанные с проблемой шума в городах, решаются по двум направлениям:

          изучение и гигиеническое обоснование научных аспектов по борьбе с шумом от различных источников;

          исследование влияния ОПС на состояние здоровья населения.

Результатом выполнения 1-го этапа работы является разработка нормативных документов и рекомендаций по защите селитебных территорий от шума.

При рассмотрении генпланов и проектов планирования городских территорий санитарными органами предъявляются требования по разработке шумозащитных мероприятий, составляются шумовые карты городов.

К мероприятиям по защите ОПС от акустического загрязнения относят: улучшение качества уличных покрытий, трамвайных путей, транспортных средств, технологического оборудования и механизированного инструмента; значительное сокращение (вплоть до полного запрещения) во дворах, на улицах и площадях ночных работ, шум от которых превышает санитарные нормы и т.п.

Наиболее рациональная мера в борьбе с транспортными шумами – усовершенствование двигателей и ходовых частей машин.

Для защиты населения от шума воздушного транспорта наиболее эффективными мерами являются: строительство аэропортов вдали от городов, внедрение на самолетах менее шумных двухконтурных турбореактивных двигателей, применение на аэродромах наземных глушителей, ограничение ночных полетов. Отлично защищают от звуковых волн транспорта правильно расположенные зеленые насаждения. Они способны снизить шум на 5…10 дБА.

Исходя из нормативно допустимого (55 дБА в ночное и 65 дБА в дневное время) уровня шумового загрязнения осуществляют защиту от шума жилых микрорайонов и объектов. Для этого используют естественные элементы и специально создаваемые шумозащитные сооружения и устройства. Шумозащитные полосы зеленых насаждений шириной 30 м снижают уровень шума на 8…10 дБА.

Наиболее эффективное средство защиты от транспортного шума – протяженный шумозащитный дом-экран с односторонней ориентацией жилых помещений, снижающий шум до 25 дБА на расположенной за ним территории микрорайона.

Городские шумы во многом зависят от всего комплекса архитектурно-планировочных решений. Определенный эффект в защите от наиболее раздражающих высокочастотных звуков можно получить при расположении домов торцами к магистралям, экранировании жилых зданий магазинами. Этот приём планировки позволяет обеспечить жителям своеобразный акустический комфорт.

Борьба с шумом наиболее сложна в старых районах. Здесь возможны следующие мероприятия по борьбе с шумом:

1)      уменьшение интенсивности движения транспорта за счёт улицы "дублера" или транспортных туннелей;

2)      запрещение ночного движения грузовых машин;

3)      замена на железнодорожных узлах звуковых сигналов световыми;

4)      ограждение открытых трасс метрополитена и железных дорог железобетонными барьерами-стенками, выполняющими роль и шумозащитных;

5)      использование естественных стенок и оврагов, экранирующих устройств;

6)      использование принципа деления городов на функциональные зоны – "районы-спальни" без мощных источников шума обеспечивают жителям необходимый акустический комфорт.

 

а

б

в

Рис. Шумозащитные сооружения и устройства:

а – шумозащитная стенка и озелененная полоса; б – постройки и сооружения вдоль магистрали; ввыемка, выполняющая шумозащитную функцию

 

 


Разблокировка Билайн А106
Разблокировка Билайн А106


Playstation Network 1500 рублей
Playstation Network 1500 рублей


14 VISA VIRTUAL (RUS BANK)
14 VISA VIRTUAL (RUS BANK)