МОНИТОРИНГ
Мониторинг и его элементы (Лекция)ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Определение мониторинга и его задачи 2. Классификация
систем мониторинга 3. Разработка
программы мониторинга 1. Определение мониторинга и его задачи В соответствии
с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ОС) (№ 7-ФЗ от 10.02.2002) мониторинг окружающей среды (экологический
мониторинг) – это комплексная система наблюдений за ее состоянием, а также
оценка и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и
антропогенных факторов. Экологический
мониторинг нужно отличать от экологического контроля. В соответствии с тем же
законом экологический контроль – это
система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения
законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами
хозяйственной и иной деятельности требования, и том числе нормативов и
нормативных документов в области охраны ОС. Термин «мониторинг» официально введен в науку
на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в Многие
зарубежные исследователи предлагали осуществлять систему непрерывных наблюдений
одного или нескольких компонентов ОС с заданной целью и по специально
разработанной программе. Другая точка зрения, высказана Ю.А.Израэлем. Он
предлагал понимать под мониторингом только такую комплексную систему
наблюдений, оценки и прогноза, которая позволяет выделить частные изменения
состояния биосферы, происходящие только под влиянием антропогенной деятельности
(т.е. мониторинг антропогенных изменений). Альтернативная
концепция была предложена в Во всех
концепциях в качестве объектов мониторинга рассматриваются экосистемы,
находящиеся под действием антропогенных факторов. Экосистемы, не испытывающие
антропогенных воздействий, также представляют интерес. Они являются точкой
отсчета или эталоном для сравнения с экосистемами, измененными под воздействием
человеческой деятельности. Важнейшей частью
мониторинга ОС является мониторинг антропогенных загрязнений. Ему уделяется
основное внимание. Главная цель мониторинга – наблюдение
за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения, а также
информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и
экологической безопасностью. Необходимо также своевременно оценить последствия
антропогенного воздействия. Мониторинг – это не только слежение и оценка
факторов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению
состоянием ОС. Таким образом, цель
мониторинга в кратком виде состоит в следующем: - наблюдение
за состоянием ОС; - формирование
прогноза о состоянии ОС; -
выдача информации в соответствующие службы и органы. Задачи мониторинга: -
организация систематических наблюдений за изменением биосферы; -
оценка наблюдаемых изменений, выявление антропогенных эффектов; -
прогноз и определение тенденций в изменении биосферы. В
соответствии с предложенной Ю.А.Израэлем системой, структура мониторинга состоит из четырех блоков: наблюдения, оценки
фактического состояния, прогноза состояния и оценки прогнозируемого состояния
(рис. 1.1). Рис. 1. Блок-схема
системы мониторинга Блоки
«наблюдение» и «прогноз состояния» тесно связаны между собой, так как прогноз
состояния ОС возможен лишь при наличии достаточно полной информации о
фактическом состоянии (прямая связь). Построение прогноза подразумевает знание
закономерностей изменения состояния природной среды, наличие схемы и возможностей
расчета этого состояния. Кроме этого, направленность прогноза должна определять
структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь). Данные о
состоянии природной среды, полученные в результате наблюдения или прогноза,
должны оцениваться в зависимости от того, в какой области человеческой
деятельности они используются. Оценка подразумевает определение ущерба от
воздействия и выбор оптимальных условий для деятельности человека, определение
существующих экологических резервов. При таких
оценках рассчитывают возможные значения допустимых нагрузок на ОС. Результаты
оценки существующего и прогнозируемого состояний биосферы дают возможность
уточнить требования к подсистеме наблюдений. Это составляет научное обоснование
мониторинга, обоснование состава, структуры сети и методов наблюдений. Сама
система мониторинга не включает деятельность по управлению (регулированию)
качеством среды. 2. Классификация систем мониторинга Существуют
различные подходы к классификации мониторинга. Например, по территориальному
принципу, по факторам и источникам воздействия, по природным средам, за
которыми ведется наблюдение и др. Таблица
1.Классификация систем (подсистем) мониторинга
Системы мониторинга – локальный,
региональный, глобальный. Базовый (фоновый) и импактный – виды мониторинга. Локальный иногда называют импактным, близким к
источникам загрязнения («точечным») мониторингом. Классификация систем мониторинга по территориальному принципу содержит
следующие виды мониторинга ОС: 1.Глобальный, проводимый на всем земном
шаре или в пределах одного-двух материков. 2.Национальный, проводимый на
территории одного государства. 3.Региональный, проводимый на большом
участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких
государств. 4.Локальный, проводимый на сравнительно
небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия. 5.«Точечный» мониторинг источников
загрязнения, являющийся импактным локальным максимально приближенным к
источнику поступления в ОС загрязняющих веществ (ЗВ). Особое место
занимает фоновый мониторинг, цель
которого состоит в получении эталона состояния ОС и ее изменения в условиях
возможного антропогенного воздействия. Данные фонового мониторинга необходимы
для анализа результатов всех видов мониторинга.
Сам фоновый мониторинг проводится в рамках глобального или национального
мониторинга перед разработкой проекта или строительством крупного объекта. 3. Разработка
программы мониторинга Эффективность экологического мониторинга решающим
образом зависит от правильной его организации. Общая последовательность
разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис. 2. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия,
следует формулировать цели и конкретные задачи работы. При этом
необходимо, чтобы поставленные вами цели были конкретными, достижимыми и
поддавались проверке, — это существенно для контроля выполнения программы
мониторинга и внесения в нее корректив. Основная цель
всякой программы мониторинга — информационная.
Это получение новой информации, устранение той или иной неопределенности или,
напротив, выявление недостатка информации. Поэтому естественным образом цель программы общественного
мониторинга может быть направлена на: 1. Получение
информации, связанной с конкретной проблемой; 2. Представление
информации для различных типов аудитории (заинтересованной общественности,
администрации и сотрудников предприятия, государственных органов) и ее
распространение; 3. Принятие
мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или стимулирование
принятия соответствующих решений. Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Поэтому на основе поставленной цели следует
определить приоритеты — объекты мониторинга и определяемые параметры.
Объекты могут быть как антропогенными, так и природными. Например, если цель
программы связана с совершенствованием экологической результативности
предприятия, то выбор объектов может осуществляться с учетом особенностей
технологических процессов, сложившейся схемы работы с сырьем и материалами,
принятых управленческих решений. Если же цель состоит в уточнении картины и причин
загрязнения реки, то выбор объекта может выглядеть как определение предприятия
или конкретного места выпуска сточных вод, на котором будут сконцентрированы
усилия по мониторингу. Если проблему представляет состояние окружающей среды
в загрязненном городском районе, определение приоритетов может начаться с
выбора природной среды для мониторинга — атмосферы, воды, почвы, снежного
покрова. Выбор объекта в некоторых случаях однозначно вытекает из поставленной
проблемы, а иногда представляет собой содержательную и нетривиальную задачу.
Поэтому целесообразно для правильной формулировки программы привлекать
квалифицированных специалистов. Сначала на основе поставленных целей выбираются объекты мониторинга, а затем
определяемые параметры, они должны быть
приоритетными. Однако возможен и обратный порядок, например, когда заранее
известно, что проблема связана с определенным веществом (например, с ртутным загрязнением). Существующие
классы приоритетов установлены экспертным путем и приняты в системе ГСМОС
(Государственная система мониторинга окружающей среды). Рис. 2 .Основные компоненты системы мониторинга |
| |||||||||||||||||