МОНИТОРИНГ
Мониторинг атмосферного воздуха (Лекция)ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Организация мониторинга атмосферного воздуха 2. Организация мониторинга атмосферы на стационарных постах 3. Наблюдения на маршрутах и передвижных постах 4. Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом 5. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха 6. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы 7. Обработка и обобщение результатов мониторинга атмосферы 1. Организация мониторинга атмосферного воздуха Организация наблюдений за уровнем загрязнения
атмосферы в городах и населенных пунктах осуществляется в соответствии с ГОСТ
17.2.3.01 – 86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха
населенных пунктов». Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы
производятся на посту, представляющем
собой заранее выбранное для этой цели место (точку местности), на котором
размещается павильон или автомобиль, оборудованный соответствующими приборами. Посты наблюдений устанавливаются трех категорий: стационарные, маршрутные и передвижные
(подфакельные). Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания
загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего
анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые
предназначены для выявления долговременных измерений содержания основных и
наиболее распространенных специфических загрязняющих веществ. Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха в том случае, когда
невозможно (нецелесообразно) установить пост или необходимо более детально
изучить состояние загрязнения воздуха в отдельных районах, например в новых
жилых районах. Передвижной
(подфакельный) пост служит для отбора
проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного
источника промышленных выбросов. Стационарные посты оборудованы специальными павильонами, которые устанавливают в заранее
выбранных местах. Наблюдения на маршрутных постах проводятся с помощью
передвижной лаборатории, оснащенной необходимым оборудованием и приборами. Маршрутные
посты также устанавливают в заранее выбранных точках. Одна машина за
рабочий день объезжает 4...5 точек. Порядок объезда автомашиной выбранных
маршрутных пестов должен быть одним и тем же, чтобы определение концентраций примесей
проводилось в постоянные сроки. Наблюдения под факелом предприятия также
ведутся с помощью специально оборудованной автомашины. Подфакельные посты
представляют собой точки, расположенные на фиксированных расстояниях от
источника. Они перемещаются в соответствии с направлением факела обследуемого
источника выбросов. Каждый пост независимо от категории размещается на
открытой, проветриваемой со всех сторон площадке (на асфальте, твердом
грунте, газоне). Стационарный и маршрутный посты организуются в местах, выбранных с учетом обязательного
предварительного исследования загрязнения воздушной среды города промышленными
выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками, а также
с учетом изучения метеорологических условий рассеивания примесей путем
эпизодических наблюдений и расчетов полей максимальных концентраций примесей.
При этом следует учитывать повторяемость направления ветра над территорией
города. В определенных направлениях выбросы от многочисленных предприятий могут
создавать общий факел, соизмеримый с факелом крупного источника. Если
повторяемость таких направлений ветра велика, то зона наибольшего среднего
уровня загрязнения будет формироваться на расстоянии 2...4 км от основной
группы предприятий, причем иногда она может располагаться и на окраине города.
Для характеристики распределения концентрации примеси по городу посты
необходимо устанавливать в первую очередь в тех жилых районах, где возможны
наибольшие средние уровни загрязнения, затем в административном центре
населенного пункта и в жилых районах с различными типами застройки, а также в
парках и зонах отдыха. К числу наиболее загрязненных районов относятся зоны
наибольших максимальных разовых и среднесуточных концентраций. Эти концентрации
создаются выбросами промышленных предприятий. Такие зоны находятся на
расстоянии 0,5... Регулярные
наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из четырех программ
наблюдений: полной (П), неполной (НП), сокращенной (СС), суточной (С). 1.Полная программа наблюдений предназначена для получения информации о разовых и
среднесуточных концентрациях. Наблюдения в этом случае выполняются ежедневно
путем непрерывной регистрации с помощью автоматических устройств или
дискретно, через равные промежутки времени, не менее четырех раз при
обязательном отборе проб в 1, 7, 13и19ч по
местному декретному времени. 2.По неполной
программе наблюдения проводятся с целью получения
информации о разовых концентрациях ежедневно в 7, 13 и 19 ч местного декретного
времени. 3.По сокращенной
программе наблюдения проводятся с целью получения
информации только о разовых концентрациях ежедневно в 7 и 13 ч местного
декретного времени. Наблюдения по сокращенной программе допускается проводить
при температуре воздуха ниже 45 °С и в местах, где среднемесячные концентрации
ниже 1/20 максимальной разовой ПДК или меньше нижнего предела диапазона
измерений концентрации примеси используемым методом. Допускается проводить наблюдения по скользящему
графику: в 7, 10 и 13 ч – во вторник, четверг и субботу, в 16, 19 и 22 ч – в
понедельник, среду и пятницу. Наблюдения по скользящему графику предназначены
для получения информации о разовых концентрациях. 4. Суточная
программа отбора проб предназначена для получения
информации о среднесуточной концентрации. В отличие от полной программы
наблюдения в этом случае проводятся путем непрерывного суточного отбора проб,
при этом исключается получение разовых значений концентрации. Все программы наблюдений
позволяют получать информацию о среднемесячных, среднегодовых и средних
концентрациях за более длительный период. 2. Организация
мониторинга атмосферы на стационарных постах Стационарный пост
наблюдений представляет собой специально оборудованный
павильон, в котором размещена аппаратура, необходимая для регистрации
концентраций загрязняющих веществ и метеорологических параметров по
установленной программе. Из числа стационарных постов необходимо выделить опорные стационарные посты, которые
предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных или
наиболее распространенных загрязняющих веществ. При этом заранее определяется
круг задач, к которым относятся оценка среднемесячной, сезонной, годовой и
максимальной разовой концентраций, вероятности возникновения концентраций,
превышающих ПДК, и др. Перед установкой поста следует проанализировать:
расчетные поля концентраций по всем ингредиентам от совокупности выбросов всех
стационарных и передвижных источников; особенности застройки и рельефа
местности; перспективы развития жилой застройки и расширения предприятий
промышленности, энергетики, коммунального хозяйства, транспорта и других
отраслей городского хозяйства; функциональные особенности выбранной зоны;
плотность населения; метеорологические условия данной местности и др. Пост должен
находиться вне аэродинамической тени зданий и зоны зеленых насаждений, его
территория должна хорошо проветриваться, не подвергаться влиянию
близкорасположенных низких источников загрязнения (стоянок автомашин, мелких
предприятий с низкими выбросами и т.п.). Количество стационарных постов в
каком-либо городе (населенном пункте) определяется численностью населения,
рельефом местности, особенностями промышленности, функциональной структурой
(жилая, промышленная, зеленая зона и т.д.), пространственной и временной изменчивостью
полей концентраций вредных веществ. Для населенных пунктов со сложным рельефом и большим
числом источников загрязнения рекомендуется устанавливать один пост через
каждые 5... С целью получения информации о загрязнении воздуха с
учетом особенностей города рекомендуется ставить посты наблюдений в разных
функциональных зонах (жилой, промышленной и др.). В городах с большой
интенсивностью движения автотранспорта посты должны устанавливаться также
вблизи автомагистралей. Для обеспечения оптимальных условий проведения
стационарных наблюдений отечественной промышленностью выпускаются стандартные
павильоны – посты наблюдений или комплексные лаборатории типа «ПОСТ».
Лаборатория «ПОСТ» представляет собой утепленный павильон, в котором
установлены комплекты приборов и оборудования для отбора проб воздуха и
проведения метеорологических измерений скорости и направления ветра, температуры,
влажности. Практически все стационарные пункты контроля загрязнения оборудованы
комплектными лабораториями «ПОСТ-1». В настоящее время начали выпускаться и
устанавливаться в городах новые модификации комплексной лаборатории «ПОСТ-2»,
которые отличаются более высокими производительностью и степенью
автоматизации. Если за одно обслуживание на «ПОСТ-1» можно одновременно
отбирать 9 проб, то на «ПОСТ-2» – 38. Кроме того, «ПОСТ-2» оснащен автоматизированным
прибором «Компонент» с узлом отбора проб для определения запыленности воздуха.
В качестве побудителя расхода воздуха здесь установлен аспиратор ЭА-1.
«ПОСТ-2» оборудован также автоматическим прибором контроля относительной
влажности и температуры воздуха с самописцем. В лабораториях «ПОСТ-1» и «ПОСТ-2»
могут устанавливаться газоанализаторы ГКП-1, ГМК-3 и др. Подробное описание
воздухозаборного прибора «Компонент» и анеморумбографа М63МР приводится в
эксплуатационных документах. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и
метеорологическими параметрами на стационарных постах должны проводиться
круглогодично, во все сезоны, независимо от погодных условий. 3. Наблюдения на маршрутах и передвижных постах Маршрутным
передвижным постом является
лаборатория «Атмосфера-П». Она предназначена для определения уровня загрязнения
атмосферного воздуха и измерения метеорологических элементов при проведении маршрутных и подфакельных наблюдений. Приборы и оборудование лаборатории могут
эксплуатироваться при температуре воздуха внутри салона автофургона Ю...35°С,
относительной влажности до 80% (при 20 °С), атмосферном давлении 90... 104 кПа
(680...785 мм рт.ст.). Скорость передвижения лаборатории по дорогам с
усовершенствованным покрытием не превышает Оборудование лаборатории «Атмосфера-П» смонтировано
в кузове автофургона типа УАЗ-452А. Салон автофургона разделен стенкой на два
отсека: приборный и вспомогательный. В приборном отсеке размещены приборы и
оборудование для отбора проб воздуха на газовые примеси, сажу и пыль,
газоанализаторы, измерительный пульт анеморумбометра М-49 (или М-47) и пульт
управления, а во вспомогательном отсеке – датчики температуры и влажности
воздуха, распределительный щит, кабель на катушке, аккумуляторные батареи,
держатель патронов и другое оборудование. На крыше автофургона укреплена съемная платформа, на
которой находятся ящик с датчиком измерения скорости и направления ветра,
мачта для установки в рабочее положение датчиков и выносная штанга для
крепления датчиков температуры, влажности и анеморумбометра. Приборы и оборудование для отбора проб воздуха
расположены на стенде по левому борту автомашины, а также во вспомогательном
отсеке. Соединительные трубопроводы для отбора проб воздуха
на пыль и сажу через стенки и вспомогательный отсек выводятся в открытую во
время отбора проб заднюю дверь автофургона. Отбор проб воздуха на газовые примеси производится
на высоте 2,6 мот уровня земли по
вертикальному каналу, который смонтирован параллельно газопроводу для отбора
пыли и сажи. В этом случае отбор проб производится через держатель, укрепленный
на выносной штанге. Оба канала отбора проб газовых примесей имеют общий
нагреватель, включаемый при температурах наружного воздуха ниже –5°С.
Терморегулятор обеспечивает автоматическое поддержание температуры пробы не
ниже 5 °С. В лаборатории «Атмосфера-П» используются
полуавтоматические переносные приборы-индикаторы, предназначенные для определения
содержания диоксида серы и сероводорода, а также хлора и озона в атмосферном
воздухе. В автолаборатории, укомплектованной анеморумбометром М-49, датчики
температуры и влажности вместе с держателем монтируются на специальной
выдвижной штанге, укрепленной на платформе. Штанга с датчиками может устанавливаться
перпендикулярно на платформе. Кроме того, штанга с датчиками может
устанавливаться перпендикулярно или параллельно продольной оси автомашины, а
держатель может вращаться вокруг вертикальной оси. Сигналы датчиков подаются на
пульт управления станции, установленный на переднем стенде внутри салона. Маршрутный пост
наблюдений – это место на определенном маршруте в городе. Он предназначен для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной
точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижной
аппаратуры. Маршрутные наблюдения осуществляются на маршрутных постах с помощью
автолабораторий, серийно выпускаемых промышленностью. Такая передвижная лаборатория
имеет производительность около 5000 отборов проб в год, при этом в день на
такой машине может производиться 8... 10 отборов проб воздуха. Порядок объезда
маршрутных постов ежемесячно меняется таким образом, чтобы отбор проб воздуха
на каждом пункте проводился в разное время суток. Например, в первый месяц
машина объезжает посты в порядке возрастания номеров, во второй – в порядке их
убывания, а в третий – с середины маршрута к концу и от начала к середине и т.
д. Передвижной
(подфакельный) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом
с целью выявления зоны влияния данного источника. Подфакельные наблюдения осуществляются за специфическими
загрязняющими веществами, характерными для выбросов данного предприятия, по
специально разрабатываемым программам и маршрутам. Места отбора проб при
подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника
загрязнения с учетом закономерностей распространения загрязняющих веществ в атмосфере.
Отбор проб воздуха производится по направлению ветра, последовательно, на
расстояниях 0,2...0,5; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 10; 15 и 4. Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом Этот вид транспорта по ряду примесей может быть основным источником
загрязнения атмосферного воздуха. Количество вредных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от автотранспорта, зависит
от следующих факторов: качественного и количественного составов парка
автомобилей, условий организации уличного движения, архитектурно-планировочных
особенностей сети автомагистралей и ряда других факторов. В настоящее время
действуют несколько ГОСТов и ОСТов, регламентирующих содержание оксида углерода
и других примесей в отработавших газах (ОГ). Они определяют также требования к
выбросам бензиновых и дизельных двигателей. ГОСТ 17.2.2.03 – 87 регламентирует предельно
допустимое содержание углеводородов и оксида углерода в ОГ бензиновых двигателей
неподвижного автомобиля, когда двигатель работает в двух режимах холостого
хода: при минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала. ОСТ 37.001.054–74 определяет предельно допустимый
выброс двигателем автомобиля оксида углерода, оксидов азота и углеводородов
при так называемом ездовом цикле, во время которого на стенде двигатель
работает в четырех режимах движения, характеризующих движение автомобиля в
условиях города с населением более 1 млн жителей. В этом ОСТе указаны нормы
выброса разделенных по группам легковых автомобилей массой до ОСТ 37.001.070–75 определяет предельно допустимый
выброс бензиновым двигателем грузового автомобиля оксида углерода, оксидов
азота и углеводородов при испытании на моторном стенде по нагрузкам, начиная
от холостого хода и кончая максимальной мощностью. ОСТом определено
дифференцированное по годам ужесточение норм выбросов. Этот ОСТ используется
только на заводах Минавтопрома. Автомобили с бензиновыми двигателями при эксплуатации
в жаркое время года выбрасывают в атмосферный воздух пары углеводородов при
испарении бензина из бензобаков, карбюраторов и при заправке на бензоколонках.
В настоящее время охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ
автотранспортом обеспечивается правовыми актами и стандартами. Проверка
токсичности ОГ автомобильных двигателей на предприятиях, имеющих менее 50
автомашин, проводится специализированными организациями. Не разрешается выпуск
на линию машин с концентрацией в ОГ вредных веществ, превышающей нормы,
регламентированные ГОСТом. Токсичность ОГ автомобилей проверяется при
техническом обслуживании, после регулировки карбюратора, а также при выборочных
проверках контролирующими органами – ГИБДД, Инспекцией Госкомприроды, СЭС. Оценка соответствия регулировки систем питания и
зажигания нормативным критериям осуществляется только инструментальными
методами. С этой целью на автотранспортных предприятиях создаются стационарные посты и подвижные лаборатории контроля токсичности
ОГ. Результаты контроля заносятся в карточку учета проверок содержания вредных
веществ в ОГ автомобильного двигателя. Продолжительность контроля на таком
посту составляет 3... 5 мин. К числу обязательных мероприятий контроля
загрязнения атмосферного воздуха ОГ автотранспорта относится проверка организации
работ по снижению вредного влияния автотранспорта на автопредприятиях, станциях
технического обслуживания и авторемонтных заводах. Также проводится проверка
наличия контрольно-измерительных приборов и др. Приказом по автопредприятию
должны быть назначены ответственные лица за проведение проверки автомобилей на
соответствие ОГ нормам стандартов по токсичности. Кроме того, должно быть
организовано систематическое обучение персонала, занимающегося ремонтом,
контролем и регулировкой двигателей автомобилей. На всех станциях технического обслуживания
автомобилей должна проводиться проверка содержания оксида углерода в ОГ индивидуальных
машин, и в случае необходимости должны выполняться работы по ремонту и регулированию
систем питания и зажигания двигателей. По результатам проверки владельцам
машин выдаются специальные талоны. Если при проведении годовых осмотров или
оперативном контроле автотранспорта на линии органами ГИБДД обнаружено
превышение норм выбросов, машины не допускаются к эксплуатации. Возможности
использования стационарных и передвижных постов для контроля выбросов
автотранспорта ограничены. Это связано с тем,
что примеси от низких источников выбросов распределяются
иначе, чем от высоких источников. Максимум концентрации примесей от выбросов
ОГ автотранспорта находится на самой транспортной магистрали, а при удалении
от обочины резко падает, достигая фонового уровня на расстоянии 15...30 м.
Данные лазерных исследований показывают, что на расстоянии 25...30 м от обочины
дороги существенных колебаний концентрации оксида углерода от выбросов
автотранспорта не наблюдается. Возможность использования для контроля выбросов
стационарных постов наблюдений, расположенных в непосредственной близости от
автомагистралей, требует специального рассмотрения в каждом отдельном случае. Для изучения особенностей загрязнения воздуха
выбросами автотранспорта организуются специальные наблюдения, в результате
которых определяются: 1.Максимальные значения концентраций основных
примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей, и периоды их
наступления при различных метеоусловиях и интенсивности движения транспорта; 2.Границы зон и характер распределения примесей по
мере удаления от автомагистралей; 3.Особенности распространения примесей в жилых
кварталах различного типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к автомагистралям; 4.Особенности распределения транспортных потоков по
магистралям города. Наблюдения проводятся во все дни рабочей недели
ежечасно с 6 до 13 ч или с 14 до 21 ч с чередованием дней с утренними и
вечерними проверками. В ночное время наблюдения проводятся 1 – 2 раза в неделю. Точки наблюдения выбираются на городских улицах с интенсивным движением транспорта и
располагаются на различных участках улиц в местах, где часто производится
торможение автомобилей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей.
Кроме того, пункты наблюдения организуются в местах скопления вредных примесей
из-за слабого рассеяния (под мостами, путепроводами, в туннелях, на узких
участках улиц и дорог с многоэтажными зданиями), а также в зонах пересечения
двух и более улиц с интенсивным движением транспорта. Приборы размещаются на тротуаре, на середине разделительной полосы при ее наличии и за
пределами тротуара – на расстоянии половины ширины проезжей части
одностороннего движения. Пункт, наиболее удаленный от автомагистрали, должен
располагаться на расстоянии не менее Интенсивность
движения определяется путем учета числа проходящих
транспортных средств, которые подразделяются на пять основных категорий
(легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, дизельные автомобили,
микроавтобусы и мотоциклы), ежедневно в течение-2...3 недель в период с 5...6
ч до 21...23 ч, а на транзитных автомагистралях – в течение суток. Подсчет
числа проходящих транспортных единиц проводится в течение 20 мин каждого часа,
а в 2...3-часовые периоды наибольшей интенсивности движения автотранспорта –
каждые 20 мин. Средняя скорость движения транспорта определяется на основе
показателей спидометра автомашины, движущейся в потоке транспортных средств,
на участке протяженностью от 0,5 до Единовременные измерения выбросов СО и СН в ОГ автомобилей
производятся с помощью газоанализаторов типа ГИАМ. 5. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха При проведении
мониторинга радиоактивного загрязнения атмосферы применяются сборники
радиоактивных загрязнений и воздухофильтрующие устройства. Причем своей чувствительностью воздухофильтрующие устройства
значительно превосходят сборники радиоактивных выпадений из атмосферы. Для
наиболее эффективного контроля за распространением в атмосфере радиоактивных
выбросов должна быть обеспечена возможность точного определения полного
изотопного состава проб аэрозолей, для чего производительность фильтрующего
устройства и эффективность улавливания аэрозолей должны быть достаточно
высокими. Такая возможность имеется в фильтрующих установках серии «Тайфун», в
которых в качестве фильтрующего элемента применяются высокоэффективная
фильтроткань для улавливания радиоактивных аэрозолей и сорбционный фильтр для
улавливания газообразного радиоактивного йода. Для отбора проб аэрозолей и газообразного йода из
приземной атмосферы в окрестностях АЭС предназначена воздухофильтрующая
установка «Тайфун-4», имеющая следующий принцип действия. Фильтродержатель
установки представляет собой редкую жесткую сетку, выполненную в виде
двускатной поверхности с тупым углом между составляющими плоскостями, что
облегчает обслуживание. На фильтродержателе размещаются йодный фильтр и поверх
него – аэрозольный фильтр, которые прижимаются по контуру рамкой. Воздух с
газоаэрозольными радиоактивными примесями засасывается с помощью воздуходувки
через фильтр, лежащий на фильтродержателе. Чистый воздух, пропущенный через
фильтр, проходит через интегрирующий расходомер, откуда через вертикальную
трубу выбрасывается вверх в атмосферу, что затрудняет его повторное
засасывание в фильтрующее устройство. Установка размещается в защитной будке,
которая запирается на замок и для поступления наружного воздуха имеет окна с
жалюзи, снабженными снего- и каплезадерживающими карманами. В качестве воздухозаборника используется
центробежная воздуходувка высокого давления производительностью 400 м3/ч,
для измерения объема профильтрованного воздуха – газовый счетчик РГ-400, в
качестве аэрозольного фильтра – фильтроткань ФПП-15-1,5, в качестве йодного
фильтра – сорбционный фильтрующий материал СФМ-И с марлевыми защитными слоями
сверху и снизу. Если не происходит повышенных выбросов радионуклидов
в атмосферу, проба с помощью «Тайфуна-4» отбирается в течение недели. Если же
произошел повышенный выброс радионуклидов, работу фильтра необходимо прервать и
провести его досрочный изотопный анализ. В пунктах контроля, в которых имеется возможность
ежедневной смены фильтра (они располагаются в жилом поселке атомной электростанции),
аэрозольные пробы отбираются один раз в сутки. Для этого используется
фильтрующая установка «Тайфун-3». Для массовых измерений на местности в качестве
простого и дешевого устройства используется марлевый конус (сачок), натянутый
на проволочный каркас и насаженный на штангу, воткнутую в землю. Ось конуса
располагается горизонтально под прямым углом к штанге на высоте Эффективность улавливания конусом радиоактивных
аэрозолей зависит от погодных условий и дисперсности аэрозольных частиц. Хуже
всего улавливаются частицы размером около 0,1 мкм, что соответствует «старым»
(давно образовавшимся) радиоактивным аэрозолям глобального происхождения. Измерения радиоактивного заражения проводят с
помощью радиометров и дозиметров. 6. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы Национальная сеть станций комплексного фонового
мониторинга входит в международную сеть и осуществляет наблюдения за
состоянием загрязнения природных сред в фоновых районах. Эта сеть является
фундаментом для создания национальной службы экологического мониторинга,
которая впоследствии объединит станции, работающие по международным программам. Базовые станции следует располагать в наиболее чистых местах (в горах, на изолированных
островах), где на расстоянии Региональные
станции, главная цель которых заключается в обнаружении в районе станции
долгопериодных колебаний атмосферных составляющих, обусловленных изменениями в
использовании земли и другими антропогенными воздействиями, должны находиться
в сельской местности, на расстоянии не менее Континентальные
станции (или региональные станции с расширенной программой) охватывают более широкий спектр исследований по сравнению с
региональными станциями. Они должны размещаться в отдаленных районах, чтобы в
радиусе В связи с тем, что континентальные фоновые станции
призваны характеризовать особенности загрязнения континента в целом, их
целесообразно устанавливать выше слоя перемешивания, т.е. выше Станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ). Одним из принципов фонового мониторинга является комплексное изучение
содержания загрязняющих веществ в компонентах экосистем (атмосферном воздухе,
осадках, воде, почвах, биоте). Поэтому программа наблюдений на СКФМ включает в
себя систематические измерения содержания загрязняющих веществ одновременно во
всех средах. Результаты этих измерений дополняются гидрометеорологическими
данными. Перечень включенных в программу веществ составлен с
учетом таких их свойств, как распространенность и устойчивость в окружающей
среде, способность к миграции на большие расстояния, степень негативного
воздействия на биологические и геофизические системы различных уровней.
Измерению подлежат среднесуточные концентрации в атмосферном воздухе
взвешенных частиц, озона, оксидов углерода и азота, диоксида серы, сульфатов,
бенз(а)пирена, а также показатель аэрозольной мутности атмосферы. В атмосферных
осадках измеряются концентрации свинца, ртути,
кадмия, мышьяка, бенз-а-пирена, ДДТ и других хлорорганических соединений, рН,
количество анионов и катионов по программе ВМО в суммарных месячных пробах. Данные гидрометеорологических наблюдений
используются для расчета параметров, характеризующих степень загрязнения природной
среды, и интерпретации их динамики. Вместе с тем гидрометеорологические данные
являются самостоятельными характеристиками состояния природной среды. Метеорологические наблюдения включают в себя
наблюдения за температурой и влажностью воздуха, скоростью и направлением
ветра, атмосферным давлением и облачностью (количеством, формой, высотой),
солнечным сиянием, атмосферными осадками (количеством и интенсивностью),
снежным покровом, состоянием поверхности почвы. Кроме того, к ним относятся
наблюдения за радиацией (прямой, рассеянной, суммарной и отраженной) и радиационным
балансом, градиентами температуры, влажности и скорости ветра на высоте 0,5...
Станции БАПМоН. В обязательную программу наблюдений на базовых станциях включены
наблюдения за содержанием диоксида серы, аэрозольной мутностью атмосферы,
радиацией, взвешенными аэрозольными частицами и химическим составом осадков. На региональных станциях в программу наблюдений
входят измерения атмосферной мутности и концентрации взвешенных аэрозольных
частиц, а также определение химического состава атмосферных осадков. Программа наблюдений на фоновых станциях разных
категорий может быть расширена за счет увеличения числа определяемых в
атмосфере газов, в частности озона, малых газовых компонентов, объемная
концентрация которых ниже 1 %, а также газов, которые, преобразуясь в
атмосфере, могут превращаться в аэрозольные частицы (например, диоксиды серы и
азота). В настоящее время постепенно увеличивается спектр анализируемых
элементов в осадках и аэрозолях. Любые наблюдения, проводимые по программе фонового
мониторинга, должны сопровождаться комплексом обязательных метеорологических
наблюдений (за видимостью, атмосферными явлениями, температурой и влажностью
воздуха, направлением и скоростью ветра, атмосферным давлением), поэтому
фоновые наблюдения желательно проводить на базе метеорологических станций. 7. Обработка и обобщение результатов мониторинга атмосферы Данные о результатах наблюдений загрязнения
атмосферного воздуха и метеорологических параметров, о результатах подфакельных
и других наблюдений поступают со стационарных и маршрутных постов в одно из
подразделений местных органов Росгидромета. Чаще всего - в отделы обеспечения
информацией хозяйственных организаций, управлений по гидрометеорологии, где они
проходят контроль и сводятся в специальные таблицы, называемые таблицами наблюдений за загрязнением атмосферы
(ТЗА). Эти таблицы подразделяются на
четыре вида: ТЗА-1 – результаты разовых наблюдений за
загрязнением атмосферного воздуха на сети постоянно действующих стационарных
и маршрутных постов в одном городе или промышленном центре, а также данные
метеорологических и аэрологических наблюдений; ТЗА-2 – результаты подфакельных наблюдений; ТЗА-3 – данные средних суточных наблюдений за
выпадением и концентрацией пыли и газообразных примесей; ТЗА-4 – данные суточных наблюдений с помощью
газоанализаторов или других приборов и устройств непрерывного действия. ТЗА-1 состоит из основной таблицы и дополнительной,
которая называется ТЗА-1д. Таблица ТЗА-1 состоит из восьми страниц (100...
120 наблюдений за месяц). В нее записываются данные наблюдений за концентрацией
примесей и метеопараметры, соответствующие срокам отбора проб воздуха на
метеостанциях. Таблица ТЗА-1д предназначена для записи концентраций примесей и
метеорологических данных наблюдений на постах Санэпиднадзора (СЭН) и других
ведомств того же города, а также результатов спектрального определения в пробах
содержания металлов. После заполнения таблиц и переноса данных на
машинный носитель (перфоленту, перфокарты и т.д.) они сшиваются вместе таким
образом, чтобы данные наблюдений за все сроки следовали в порядке возрастания
номеров постов. Графы (результаты аэрологических наблюдений)
заполняются поданным, полученным в городе или на расстоянии 50...60 км от него.
Разница в сроках аэрологических наблюдений и наблюдений за загрязнением
атмосферы не должна превышать 3 ч. Если наблюдение за загрязнением воздуха
приходится на середину интервала аэрологических наблюдений, то записываются
данные предыдущего срока. ТЗА-2 составляется
в соответствии с методиками Росгидромета. В титульный лист таблицы ТЗА-3 записывается дата
окончания суток, а при наблюдениях за концентрацией пыли – дата снятия фильтра
или марли с планшета. После заполнения таблицы ТЗА-3 производятся расчеты
и выборки: –
средних
концентраций (или выпадений осадков) за все дни месяца; –
максимальных
концентраций (или выпадений осадков) за все дни месяца; –
то же за дни с
осадками, в том числе с осадками до –
для всех
вышеуказанных расчетов выбираются данные о скоростях ветра менее 2,2 и более 5
м/с; числа случаев выше ПДК. ТЗА-4 содержит результаты непрерывных наблюдений
(газоанализаторов и других приборов) за месяц. Титульный лист таблицы наблюдений за загрязнением
атмосферного воздуха (газоанализаторы) ТЗА-4 оформляется так же, как титульный
лист ТЗА-1. Вслед за титульным листом идут развернутые листы для
записи фактических данных непрерывных наблюдений за концентрациями одной
примеси по одному прибору. Количество листов в ТЗА-4 должно соответствовать
числу приборов в городе. Данные располагаются в порядке роста номеров постов. |
| |