ЧЕЛОВЕК
Антропогенные изменения рельефаВ процессе урбанизации
рельеф осваиваемой территории подвергается преобразованиям в соответствии с
потребностями определенного этапа развития города. Сравнение нескольких
временных срезов рельефа одного и того же участка городской территории позволяет установить происшедшие за определенный исторический период существенные преобразования: исчезновение озера или
речной протоки, оврагов и балок, спрямление русла реки
или появление нового водоема, изменения высотных отметок отдельных точек
территории. Основной тенденцией в
изменении городского рельефа можно считать его выравнивание, связанное с планировкой
территории в процессе подготовки площадок
под строительство. Отрицательные формы рельефа
антропогенного происхождения представлены выемками,
образующимися при прокладке транспортных магистралей, строительными котлованами
и карьерами по разработке полезных ископаемых, чаще всего
строительных материалов. Отработанные карьеры при наличии в составе пород
основания водоупорных слоев наполняются водой и после соответствующих рекультивационных работ
могут быть преобразованы в участки рекреации. Появление в городах вновь
образованных положительных форм рельефа может быть связано с
возведением насыпей при прокладке транспортных магистралей. В городах,
являющихся центрами добывающей или металлургической промышленности, формируются положительные
формы рельефа в результате накопления
твердых отходов в виде высоких отвалов конусовидной, гребневидной или платообразной формы. После проведения необходимых
рекультивационных работ, включающих озеленение, эти отвалы могут стать своеобразными элементами городского ландшафта. В настоящее время в связи с
дефицитом свободных земель на территории городов, ростом их населения,
расширением транспортных сетей и инженерных коммуникаций определилась тенденция
заглубления городских строений ниже отметки
поверхности земли. В Москве, Нью-Йорке, Париже, Праге под землей расположены современные торговые
комплексы и концертные залы,
подземные гаражи и складские помещения. Возможности использования
подземного пространства весьма широки. Подземные сооружения в
зависимости от назначения и характера использования включают следующие
основные группы: 1) транспортные (пешеходные и транспортные тоннели, автостоянки и гаражи, станции
метрополитена); 2) предприятия торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи, объекты
складского хозяйства, в том числе холодильники; 3) зрелищные,
административные, спортивные сооружения; 4) объекты городской
инженерной сети (трубопроводы тепло-, водо-, га- зоснабжения и
канализации, кабели различного назначения и т.д.); 5) отдельные цеха, лаборатории и производства. Глубина заложения
городских подземных сооружений достигает 40 и более метров. В некоторых городах использование
подземного пространства связано с наличием выработок, оставшихся после
извлечения полезных ископаемых. Влияние процессов современного рельефообразования на
территории городов неоднозначно. Уменьшение крутизны
склонов и перепада высот благодаря засыпке балок и оврагов, планировке и
намыву площадок под строительство снижает энергию склоновых и
эрозионных процессов. С другой стороны, при этом уменьшаются дренирующие
возможности территории, изменяются естественные области разгрузки
подземных вод, что приводит к формированию верховодки на местных водоупорах, повышению уровня грунтовых вод, а нередко и к подтоплению территории. Кроме того, засыпанные
понижения рельефа могут включать старые свалки,
содержащие токсичные отходы. Такие участки должны выявляться и учитываться для
последующей локализации и обезвреживания. |
| |