В начало

Расчет ПДВ вредных ЗВ (Курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Предельно допустимые выбросы ПДВ

2. Перечень документов для разработки проекта ПДВ

3. Общие вопросы при разработке проекта ПДВ

4. Содержание проекта ПДВ

5. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

6. Расчет норматива ПДВ

7. Расчет концентраций, обусловленных выбросами одиночного источника

8. Пример расчета норматива ПДВ

Введение

В соответствии с ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. Атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира.

Загрязнение атмосферы Земли – принесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Виды загрязнения:

По источникам загрязнения выделяют два вида загрязнения атмосферы:

·  естественное

·  от деятельности человека

По характеру загрязнителя загрязнение атмосферы бывает трёх видов:

·  физическое – механическое (пыль, твердые частицы), радиоактивное (радиоактивное излучение и изотопы), электромагнитное (различные виды электромагнитных волн, в том числе радиоволны), шумовое (различные громкие звуки и низкочастотные колебания) и тепловое загрязнение (например, выбросы тёплого воздуха и т. п.)

·  химическое – загрязнение газообразными веществами и аэрозолями. На сегодняшний день основные химические загрязнители атмосферного воздуха это: оксид углерода (IV), оксиды азота, диоксид серы, углеводороды, альдегиды, тяжёлые металлы (Pb, Cu, Zn, Cd, Cr), аммиак, пыль и радиоактивные изотопы

·  биологическое – в основном загрязнение микробной природы. Например, загрязнение воздуха вегетативными формами и спорами бактерий и грибов, вирусами, а также их токсинами и продуктами жизнедеятельности.

Источники загрязнения:

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

·  Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных и др.)

·  Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:

– Транспортные – загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;

– Производственные – загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах, отоплении;

– Бытовые – загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище и переработкой бытовых отходов.

По составу антропогенные источники загрязнения атмосферы также можно разделить на несколько групп:

·  Механические загрязнители – пыль цементных заводов, пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки и т. д.;

·  Химические загрязнители – пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

·  Радиоактивные загрязнители [1].

 

1. Предельно допустимые выбросы ПДВ

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - является нормативом выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который нормируется для стационарного источника загрязнения в соответствии с техническим нормативом предельно допустимых выбросов и уровнем фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии обязательного не превышения данным источником экологических нормативов предельно допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха, предельно допустимого воздействия на экологические системы.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ все юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации опасных отходов и вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Проект нормативов предельно допустимых выбросов, проект ПДВ включает разработку перечня оптимальных мероприятий по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду и обеспечивающих нормативный уровень предельно допустимых приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне в пределах нормируемых величин. Для каждого источника загрязняющих веществ в атмосферу разрабатывается проект ПДВ, чтобы суммарная предельно допустимая концентрация указанных веществ с учетом фонового загрязнения не превышала санитарных нормативов.

При разработке проекта ПДВ проводится первичная оценка источников загрязнения. Инвентаризируются все источники образования загрязняющих веществ, приблизительная номенклатура веществ и объем выбросов. Выявляются объекты, включенные в нормативную санитарно-защитную зону предприятия. На основании собранных данных проводится разработка и согласование тома ПДВ, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в рамках предельно допустимых нормативов.

 

2. Перечень документов для разработки проекта ПДВ

Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

· Реквизиты предприятия.

· Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.

· Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

· Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

· Справка о расходе сырья и материалов за год.

· Перечень технологического оборудования.

· Описание технологического процесса (подробно).

· Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.

· Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.

· Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

· Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

· Предыдущий проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ ПДВ (если есть).

 

3. Общие вопросы при разработке проекта ПДВ

Норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

Государственное регулирование нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривает перечень нормативов выбросов:

· технический норматив предельно допустимых выбросов вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

· предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

Технические нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Ростехнадзором.

Норматив предельно допустимого выброса (проект ПДВ) формулируется как:

Норматив предельно допустимого выброса ПДВ вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

Норматив предельно допустимого выброса, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/с т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях. ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (проект ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды воздействий на окружающую среду:

· независимое действие веществ;

· суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;

· сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;

· антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Временно согласованный выброс (ВСВ) - лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух устанавливаемый для стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения норматива предельно допустимого выброса ПДВ.

Основанием для определения временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может служить:

· превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК;

· наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) на данный момент.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, на основе:

проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

 

4. Содержание проекта ПДВ

В структуру проекта ПДВ входят следующие разделы:

В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

(1) общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;

(2) количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;

(3) числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;

(4) сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;

(5) величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

1. Введение. Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том проекта ПДВ.

2. Общие сведения о предприятии приводят:

Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

Карты - схемы предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Ситуационные карты - схемы района размещения предприятия с указанием границ санитарно - защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

3. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы

Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.

Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.

Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.

Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета проекта ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.

Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.

4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ

Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.

Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.

Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме:

Формулируется обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.

Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам.

Приведено уточнение размеров санитарно - защитной зоны.

Данные о численности населения, проживающего в санитарно - защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно - защитную зону.

Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.

5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ.

Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).

Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.

План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ.

 

5. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Общие положения

1. В Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом «Об охране атмосферного воздуха») введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников»:

«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха» (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ, далее МПР).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя).

Инвентаризация выбросов проводится 1 раз в 5 лет.

2. Определение параметров источников загрязнения атмосферы (ИЗА) должно осуществляться при регламентных загрузке и условиях эксплуатации технологического и пылегазоочистного оборудования. Наряду с этим, параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

Для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу используются инструментальные и расчетные (балансовые, а также основанные на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) методы. К расчетным методам, как правило, относятся и расчетно-аналитические методы, в которых в качестве параметров расчетных формул для определения величин выброса (г/с) используются значения измеренных концентраций вредных веществ (мг/м3) в атмосферном воздухе.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу зависит, в первую очередь, от характера производства и типа источника.

Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

К основным источникам с организованным выбросом относятся:

- дымовые и вентиляционные трубы;

- вентиляционные шахты;

- аэрационные фонари;

- дефлекторы.

Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик источников с неорганизованными выделениями (выбросами). К ним относятся:

- неплотности оборудования (в т.ч. работающего при избыточном давлении);

- погрузочно-разгрузочные работы;

- открытое хранение сырья, материалов и отходов;

- оборудование и технологические процессы как в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, так и расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, резервуары хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.);

- пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища, открытые поверхности испарения и т.п.;

- взрывные работы;

- открытые стоянки автотранспорта;

- передвижные источники, эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные суда и т.п.).

При этом могут использоваться только методики, рекомендованные в установленном порядке к применению в перечне или в документах, дополняющих и корректирующих этот перечень.

При наличии согласованных МПР (Госкомэкологии) отраслевых методических документов по инвентаризации (нормированию, контролю) выбросов выбор метода регламентируется соответствующими положениями этих документов.

Примечание: При отсутствии методов по расчету выделений (выбросов) в атмосферу от оборудования, расположенного в производственных помещениях, и невозможности проведения инструментальных измерений (по причинам технического или экономического характера) в отдельных случаях для определения массы выделения (выброса) в качестве исходной информации используются значения ПДК рабочей зоны и расчетные оценки воздухообмена в данном помещении.

3. Многие из часто встречающихся недостатков при проведении работ по нормированию выбросов обусловлены недостаточностью информации в отчетах по инвентаризации выбросов, которые являются основой для подготовки данных о параметрах выбросов при проведении расчетов загрязнения атмосферы.

Ниже приведены некоторые из этих недостатков.

- Неучет времени действия источника, если оно менее 20 мин. Отсутствие информации о времени непрерывного действия источника, если оно менее 20 мин. и периодичности работы источника в течение этого промежутка времени.

- Отсутствие информации об экспозиции измерения концентраций вредных веществ в дымовых газах, если она менее 20 мин. Представление в отчетных таблицах инвентаризации данных о параметрах газовоздушной смеси, приведенных к нормальным условиям, в то время как при проведении расчетов загрязнения атмосферы в качестве исходных данных следует использовать значения этих параметров, соответствующие фактическим параметрам выбрасываемой пылегазовоздушной смеси. Наряду с этим, некоторые погрешности в определении параметров газовоздушной смеси часто связаны с неучетом концентраций содержащихся в ней паров воды.

- Отсутствие информации о том, к каким режимам работы технологического оборудования или стадиям технологического процесса относятся полученные результаты инвентаризации.

- Отсутствие информации о временном режиме работы однотипного оборудования, участков и цехов предприятия, а также стадий технологических процессов.

- Неправильное (с точки зрения их использования при расчетах затрязнения атмосферы) задание координат площадных источников.

- Недостаточность информации о неорганизованных выбросах от открытых пылящих поверхностей и поверхностей испарения. Как известно, эти выбросы относятся к так называемым «фугитивным», и их масса зависит от гидрометеорологических условий, в первую очередь, от скорости ветра.

4. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия».

Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ПГУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации, и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

5. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих нормированию.

До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях, (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это увеличивает объем работ по нормированию, а затем, и по контролю выбросов.

Для того чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

6. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выбросов выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства исполнителя по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине исполнителя.

Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличие паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведении инвентаризации.

 

6. Расчет норматива ПДВ

Вредные вещества, выбрасываемые из труб и вентиляционных устройств промышленных предприятий, рассеиваются в атмосфере.

На процесс рассеивания выбросов оказывают влияние:

·      состояние атмосферы;

·      расположение предприятий;

·      характер местности;

·      химические и физические свойства выбрасываемых веществ;

·      высота источника выбросов;

·      диаметр устья источника и др.

Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определения приземных концентраций веществ, выбрасываемых предприятиями ОНД – 86. Для характеристики объема вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу отдельными источниками загрязнения, установлена величина предельно допустимого выброса (ПДВ), которая рассчитывается по ОНД – 86 и регламентируется ГОСТом 17.2.3.02 – 78.

В основу “Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий” - ОНД-86 положено условие, при котором суммарная концентрация каждого вредного вещества ( мг/м3) не должна превышать максимально разовую ПДК данного вещества в атмосферном воздухе:

 

, (1)

 

где  - максимальная концентрация загрязняющего вещества в приземном воздухе, создаваемая источниками выбросов, мг/м3;

 - фоновая концентрация загрязняющего вещества, характерная для данной местности, мг/м3 .

 

Нормативный метод позволяет рассчитывать концентрации, создаваемые дымовыми трубами. Эти концентрации относятся к так называемым “неблагоприятным метеоусловиям”, продолжительность которых не превышает 1-2 % дней в году.

 

7. Расчет концентраций, обусловленных выбросами одиночного источника

Основная расчетная формула

Под одиночным или точечным источником понимается дымовая труба предприятия.

Опорным значением является максимальное значение обусловленной предприятием приземной концентрации.

Максимальная приземная концентрация вредного вещества (См, мг/м3) при выбросе газовоздушной смеси из точечного источника с круглым устьем достигается при неблагоприятных метеоусловиях на расстоянии Xm (м) от источника:

а) для горячих источников (> 0):

 (2)

б) для источников, температура выбросов которых мало отличается от температуры воздуха, ():

, (3)

где Н – высота трубы, м;

M – масса выбрасываемого в атмосферу в единицу времени вещества, г/с;

- разность температур выбрасываемых газов и атмосферного воздуха;

V1 - полный расход выбрасываемых газов на срезе трубы, м3

 

Полный расход выбрасываемых газов на срезе трубы V1 определяется по формуле:

 

, (4)

 

где Д(м) – диаметр устья источника;

ω0 – средняя скорость выхода газов из источника выбросов;

 

 (5)

где  - безмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа. Для равнинного ландшафта =1

 

Климатический коэффициент А, зависящий от температурной стратификации атмосферы

Рассеивающие свойства атмосферы при неблагоприятных метеоусловиях, т.е. при условиях, отвечающих максимуму концентраций, определяются климатической зоной РФ и приведены в таблице:

Таблица 1 - Значение коэффициента А

Географические районы РФ

А

Читинская область, Бурятия

250

Для районов РФ южнее 50о с.ш.; для остальных районов Нижнего Поволжья, Кавказа; для азиатской территории РФ, Дальнего Востока, остальной территории Сибири

200

Для Европейской территории РФ и Урала от 50 до 52о с.ш. (за исключением центра ЕТ)

180

Европейская территория РФ и Урала севернее 520 с.ш. (за исключением центра ЕТ)

160

Московская, Тульская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Ивановская области

140

 

Коэффициент F, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосфере

Интенсивность оседания вредных веществ зависит:

· от скорости оседания частиц;

· турбулентности;

· скорости ветра;

· размеров частиц и т.д.

 

Таблица 2 - Значение безразмерного коэффициента F

Наименование

F

Газы, мелкодисперсные аэрозоли (пыли, золы и т. п.), скорость упорядоченного оседания которых практически равна 0

1

Мелкодисперсные аэрозоли (кроме указанных выше) при коэффициенте очистки:

·не менее 90 %;

·от 75 % до 90 %;

·менее 75 %;

·при отсутствии очистки

 

 

2

2,5

3

3

 

Коэффициенты m и n, учитывающие подъем факела под трубой

Значение этих коэффициентов определяются по вспомогательным величинам, вычисляемым в свою очередь по конструктивным параметрам:

 (6)

 (7)

 (8)

 (9)

Коэффициент m определяется по формуле:

 при f<100 (10)

 при f≥100 (11)

В случаях, когда коэффициент m вычисляется при

Коэффициент n при f<100 определяется в зависимости от :

а) n=1 при ;

б) n= при ;

в) n=4.4 при

Для холодных выбросов () расчет приземной концентрации выполняется по формуле (3), в которой:

 

 (12)

Для предельно малых опасных скоростей ветра, когда f<100,  или f≥100,  приземные концентрации рассчитываются по формуле:

 

 (13)

=2,86 при f<100; ;

=0,9 при f≥100, ;

 

Расстояние от источника до координаты максимума концентраций

Для горячих источников расстояние  (м) от источника выбросов до точки, в которой приземная концентрация С (мг/м3) при неблагоприятных метеоусловиях достигает максимального значения См, определяется по формуле:

, где (14)

безразмерный коэффициент d при f< 100 находится по формулам:

 при ; (15)

 при ; (16)

 при  (17)

Для холодных источников при f>100 значение коэффициента d находится по формулам:

 при ; (15)

 при ; (16)

 при  (17)

 

Опасная скорость ветра Um

Как показали исследования, при прочих равных условиях приземная концентрация достигает своего максимума  при некоторой, получившей название опасной скорости ветра (м/с). При больших и меньших скоростях концентрации снижаются.

Поскольку скорость ветра с высотой увеличивается, принято измерять ее на отметке 10м.

Для горячих источников в случае f<100 опасная скорость ветра определяется по формуле:

 

 м/с при ; (18)

 при ; (19)

 при  (20)

Для холодных источников в случае f≥100:

 

 м/с при ; (21)

 при ; (22)

 при  (23)

 

Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ)

ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы таким образом, чтобы выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создавали приземную концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира (ГОСТ 17.2.3.02-78).

ПДВ (г/с) должны устанавливаться для времени года и нагрузки, сочетание которых дает максимальные приземные концентрации. Для ТЭЦ, например, это наиболее холодный период года, когда тепловые и электрические нагрузки максимальны. ПДВ устанавливается для каждой дымовой трубы и предприятия в целом.

ПДВ определяется для каждого вещества отдельно, в том числе и в случаях учета суммации вредного действия нескольких веществ.

При установлении ПДВ учитываются фоновые концентрации .

Значение ПДВ (г/с) для одиночного источника с круглым устьем в случаях < ПДК определяется для горячих источников по формуле:

, г/с (24)

Для холодных выбросов (), в случае f≥100:

, г/с (25)

 

8. Пример расчета норматива ПДВ

В городе Барнауле имеется котельная, расположенная на ровной местности, время ее работы 5760 час/год. Высота дымовой трубы H=35 м; диаметр устья Д=1,4 м; объем выбрасываемой газовоздушной смеси V1=10,8 м3/с; валовой выброс золы M=2,6 г/с; Cф=0; ПДКм.р. для золы = 0,05мг/м3; температура газовоздушной смеси Т1=+125 °С, температура самого жаркого месяца (июль) Т1=+25 °С. Определить величину максимального загрязнения См золой приземного слоя атмосферы, расстояние Хм от источника выброса, опасную скорость ветра Uм. Рассчитать норматив предельно-допустимого выброса (ПДВ).

1. , мг/м3

а)

б) ;

в)

г) при f<100

д) при f<100, n=1, при Vм≥2

е) А=200 (таб.1), F=1 (таб.1), η=1

2. , м

при

3. при f<100 и

4. Сф=0<ПДКм.р.

За год работы котельной ПДВ составит:


iTunes Gift Card (Россия) 700 рублей
iTunes Gift Card (Россия) 700 рублей


85 VISA VIRTUAL (RUS BANK)
85 VISA VIRTUAL (RUS BANK)


XBOX Live 1000 рублей (RUS)
XBOX Live 1000 рублей (RUS)